"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах (группах)
                     

Для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ имеется: музыкальный и спортивный залы, кабинет педагога-психолога, 2 комнаты психомоторной коррекции, комната интерактивного оборудования, театральная и региональная комната, экологическая комната  и семь групповых помещений. Все  залы, кабинеты, комнаты и групповые помещения оснащены необходимым игровым, развивающим и обучающим оборудованием и материалами. 

Специально оборудованные помещения позволяют осуществлять воспитательно-образовательную, коррекционную и оздоровительную работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с поставленными перед ДОУ задачами; всестороннее развитие личности ребенка, учитывая их интересы и повышать качество работы с детьми. Все компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного, социального и речевого развития детей. 

Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность; эмоциональное благополучие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность самовыражения детей.

При организации образовательного пространства учитываются требования: насыщенности в соответствии с возрастными возможностями детей; трансформируемости среды; полифункциональности материалов; вариативности; доступности; безопасности.

В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом основных направлений деятельности учреждения.

Кабинеты специалистов оборудованы компьютерами, музыкальными центрами. Комнаты психомоторной коррекции оборудованы песочными столами и пособиями для работы с детьми всех возрастных категорий.

Каждая групповая ячейка состоит из раздевалки, игровой, спальни, буфетной и туалетной комнат. Все группы оснащены детской и игровой мебелью, интерактивным оборудованием, мягким инвентарем и современным оборудованием для организации непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Образовательная предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Имеются материалы и оборудование для поддержания санитарного состояния всех групповых помещений.

В каждой возрастной группе оборудованы центры детской деятельности в соответствии с образовательными областями и видами детской деятельности, в которых имеется оборудование и материалы, соответствующие возрасту детей и ФГОС ДО:

  • Познавательное развитие: оборудование для исследовательской и и опытнической деятельности детей (мини лаборатория), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы, мобильные стенды, переносное мультимедийное оборудование, подбор детских презентаций по темам и др.
  • Речевое развитие: дидактические речевые игры, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, фильмотекой по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений и др.
  • Социально-коммуникативное развитие: развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности и др.
  • Художественно-эстетическое развитие: оборудование и материалы для художественно продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты и др.
  • Физическое развитие: атрибуты, оборудование и инвентарь для организации двигательной активности, оборудование для закаливания, тренажеры.
  • Паспорт кабинета педагога- психолога
  • Паспорт музыкального зала
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: музыкальный и спортивный залы, кабинет педагога-психолога, 2 комнаты психомоторной коррекции, комната интерактивного оборудования, театральная и региональная комната, экологическая комната и семь групповых помещений.
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотечный фонд детского сада обеспечивается учебными изданиями, используемыми при реализации образовательных программ дошкольного образования, которые определяются детским садом с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования.

Библиотека, как структурная единица МБДОУ детского сада отсутствует.

Библиотечный фонд для обеспечения методической работы, организации и проведения образовательного процесса находится в методическом кабинете, в том числе: учебно-методические пособия, программно-методическое обеспечение, энциклопедическая и детская художественная литература, периодическая печать и др.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, находятся в групповых помещениях.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивная инфраструктура МБДОУ детского сада представлена спортивными сооружениями, которые используются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Всего спортивных сооружений с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом - 2

Единовременная пропускная способность (человек) - 30

Загруженность - 23750

Мощность – 9770

Из них:

• Плоскостные спортивные сооружения:

Количество спортсооружений (ед.) - 1

Единовременная пропускная способность (человек) - 5

Загруженность - 19250

Мощность - 3020

Площадь плоскостных спортивных сооружений (м2) – 137

• Другие спортивные сооружения:

Количество спортсооружений (ед.) - 1

Единовременная пропускная способность (человек) - 25

Загруженность - 4500

Мощность - 6750

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все объекты МБДОУ детского сада для проведения практических занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения разнообразной двигательной и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания: игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия), спортивным оборудованием и инвентарем, музыкальными инструментами, учебно-наглядными пособиями, печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, релаксационное оборудование и др.).

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания дошкольного образовательного учреждения

На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) объект – МБДОУ детский сад  № 23 является частично (условно) доступным: конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения, а также иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации. В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной калитки на территорию здания. Учреждение оснащено тактильными информационными табличками, на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко — желтого цвета, на внешние двери наклеены предупреждающие круги (желтые двухсторонние D-200 см). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.

Информация о специальных условиях питания

Организация питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ детского сада осуществляется в соответствии с Постановлением главного госурарственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» ( ознакомиться…).

Информация о специальных условиях охраны здоровья

Деятельность МБДОУ детского сада по охране здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона » Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 № 273, с изменениями на 2 июля 2021 года (ст. 41. Охрана здоровья обучающихся).

Охрана здоровья воспитанников МБДОУ детского сада включает в себя:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организацию питания воспитанников;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. 

Организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи овоспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения на основании Договора о совместной деятельности между ДОУ и МБУЗ «Городская больница № 1» города Новочеркасска. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

При реализации образовательных программ МБДОУ детский сад создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает:

  • текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
  • Положение о текущем контроле за состоянием здоровья воспитанников
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ инвалидаов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не предусмотрен.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
МБДОУ детский сад № 23  не реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеет.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в интернат
Интернатов нет
Информация о количестве жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Интернатов нет

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативно - правовыми документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  •     Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  •     Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  •     Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  •     Временно нетрудоспособные
  •     Беременные женщины
  •     Люди с детскими колясками
  •     Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Развивающая предметно – пространственная среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации развивающей предметно – пространственной среды учитываются:

  •     закономерности психического развития,
  •     показатели здоровья дошкольников,
  •     психолого-физиологические особенности,
  •     уровень общего развития,
  •     коммуникативные особенности и речевое развитие,
  •     эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, при организации развивающей предметно-пространственной среде для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:

1.     Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.     Принцип природосообразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.     Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.     Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.     Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.     Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.     Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В настоящее время в МБДОУ детском саду № 23 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ! 

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  •     дошкольное воспитание;
  •     внешкольное воспитание и образование;
  •     среднее общее образование;
  •     среднее профессиональное образование;
  •     высшее профессиональное образование.

     Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Нормативно - правовое обеспечение:

«ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (zhit-vmeste.ru)

Конвенция о правах инвалидов (zhit-vmeste.ru)

Доклады Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов (zhit-vmeste.ru)

Минобрнауки России (zhit-vmeste.ru)

Документы программы «Доступная среда» (zhit-vmeste.ru)

Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» (donland.ru)