Уважаемые, родители (законные представители) детей МБДОУ детского сада № 23
Наш детский сад стал участником сетевой инновационной площадки: «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций».
Мы приглашаем Вас к тесному сотрудничеству и предлагаем ознакомиться с концептуальными вопросами данной темы.
КОНЦЕПЦИЯ
деятельности сетевой инновационной площадки:
«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»
Обоснование актуальности. Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней начинает закладываться будущее страны. Ценность семьи для маленького ребёнка – быть эмоциональным «тылом», удовлетворять базисные потребности в безопасности и любви родных и близких людей. Жизнедеятельность любой российской семьи – это череда повседневных ритуалов, обычаев, традиций на основе её семейных ценностей. Традиции являются неотъемлемой частью жизни как российского общества, так и каждой отдельной семьи.
Российское общество нацелено на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе, традиционных ценностей российской семьи. Это крепкий брак, многодетность, компетентное родительство, межпоколенная преемственность. Эти ценности были отмечены в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. Они обозначены в недавно вышедшем Указе Президента Российской Федерации «Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от 9 ноября 2022 №809).
Важным ориентиром в построении образовательной стратегии в вопросах взаимодействия с семьями на основе российских ценностей и традиций является Федеральная образовательная программа дошкольного образования, введенная приказом Минпросвещения России «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования от 25.11.2022 г. № 1028. В числе основных целей Федеральной программы выделено приобщение подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.
Проблемное поле сетевой инновационной площадки. Современные дети – поколение виртуальной коммуникации и мультикультурной среды. С одной стороны, у них больше возможностей быть толерантными, с другой – более лёгкое отношение к «своему родному». Дело в том, что так сложилось, что два последних поколения родителей воспитаны и воспитывают своих детей и внуков преимущественно на общемировых ценностях.
Однако в современной социальной ситуации российскому обществу приходится защищать свои национальные ценности, национальное достояние своей богатой многонациональной культуры. Сегодня Россия остаётся почти единственной страной с еще крепкими традиционными ценностями. Далека наша страна от воплощения идеи «гендерной нейтральности» в отличие от стран Запада, которые являются лидерами «семейных инноваций». Под давлением защитников «прав человека» там вносятся поправки в понятия, которые переворачивают исконное представление о сущности семьи и брака. Так, в ряде стран мира брак определяется не как союз мужчины и женщины, а союз двух людей, вместо словосочетания «муж» и «жена» используются нейтральные термины: «партнёры», «супруги». Понятия «мать» и «отец» заменяются словами «parent one» и «parent two».
Тем не менее сегодня российская семья существенно поменялась как ценность и социокультурная реальность. Стали иными экономические условия её жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные и соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Все это не лучшим образом отражается на детско-родительском общении, потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности семьи. Но по-прежнему российская семья – институт сохранения и трансляции культуры, а традиция – компонент культуры. Поэтому нынешнему поколению родителей требуется разносторонняя психолого-педагогическая компетентность в умении опираться на российские национальные ценности и традиции в семейном воспитании.
Цели создания сетевой инновационной площадки:
- Создать сетевую инновационную площадку на базе дошкольной образовательной организации (ДОО) российского региона для комплексного выполнения задач ФОП ДО по приобщению подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.
- Обеспечить профессиональную поддержку и научно-консультативное сопровождение сетевого взаимодействия ДОО в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций.
Задачи деятельности сетевой инновационной площадки:
- Методическое обеспечение деятельности ДОО в реализации направлений деятельности инновационных площадок.
- Способствовать разработке и внедрению эффективных средств психолого-педагогической поддержки родителей в семейном воспитании детей на основе российских ценностей и традиций.
- Обеспечить широкую трансляцию результатов инновационной деятельности ДОО по обогащению педагогических практик воспитания детей раннего и дошкольного возраста на традициях российской духовно-нравственной культуры средствами УМК «Мозаичный парк».
Новизна в деятельности сетевой инновационной площадки.
Инновационной задачей в обновлении взаимодействия семьи и образовательной организации должно стать внимание к разным аспектам воспитательного опыта родителей. Прежде всего, это этнопедагогическая составляющая родительской компетентности, понимаемая как умение родителя опираться в семейном воспитании на народную мудрость и опыт, использовать в воспитании народные средства и обычаи. Гендерная компетентность родителей, которая в прежние времена формировалась легче и естественнее, сегодня же, в условиях остроты этой проблемы в мире, требует разумной поддержки. Овладение родителями разными практиками досуговой культуры также нуждается в содержательном обогащении и представляется инновационной задачей.
Направления деятельности сетевой инновационной площадки.
Первое направление: Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания.
Второе направление: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Третье направление: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования.
Благодаря приобщению детей в семье к культурным национальным традициям происходит упорядочивание жизни и времяпрепровождения в семье, совместных бытовых повседневных дел и проведения досуга. Как для детей, так и родителей именно традиции наполняют отчий дом уютом, теплом, что становится детскими воспоминаниями о семье как о повторяющихся, наполненных знакомыми символами, событиях. Молодым родителям важно помочь научиться превращать обычные рутинные семейные обязанности в интересные ритуалы, семейные традиции и следовать им. Ведь семья проповедует те ценности, с которыми малыш пойдёт по жизни. Семейные традиции и ритуалы поддерживают размеренность и постоянство жизни ребёнка.
Организация интересного и содержательного семейного досуга закладывает основы нравственности человека, раскрывает внутренний мир и индивидуальные качества, стимулируют творческую активность личности дошкольника. Семейные традиции помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке дома и ближайшего социума, что является интеллектуальным и духовно-нравственным стимулом для развития личности ребёнка.
Сроки работы сетевой инновационной площадки: три года.
Алгоритм реализации целей и задач работы сетевой инновационной площадки.
Определяется сеть пилотных площадок. ДОО как инновационная площадка получает свидетельство о соответствующем статусе, а также необходимую методическую и консультативную помощь по реализации выбранного направления. Руководитель ДОО вместе с педагогическим коллективом составляет дорожную карту работы по реализации идей площадки.
В течение года проводятся научно-методические вебинары, научно-практические семинары по направлениям деятельности сетевой инновационной площадки. Корректируются рабочие планы образовательных организаций, намечается разработка, апробация и трансляция инновационных решений и подходов. В ходе реализации задач проводятся круглые столы, мастер-классы по обмену инновационным опытом реализации задач, сообща решаются возникающие затруднения.
В завершении сроков реализации деятельности сетевой площадки проводится итоговая научно-практическая конференция по результатам её деятельности.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации направлений сетевой площадки обозначены в описании каждого из направлений.
Для отслеживания хода работы рекомендуется использовать Журналы взаимодействия с родителями по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми 2-3, 3-5, 5-7 лет. Для педагогов они помощник в самоанализе содержательной направленности взаимодействия с семьями, динамики и результативности социального партнёрства с родителями.
Для отслеживания изменений и оценки качества социального партнёрства ДОО с родителями в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций будет предложена самооценочная мониторинговая методика.
Научный руководитель: Арнаутова Елена Павловна, кандидат педагогических наук, специалист в области семейного воспитания, автор более 160 научных и методических публикаций.
Со-руководители: Каралашвили Елена Арчиловна, кандидат биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, руководитель организационно-методического отдела издательства «Мозаичный парк», автор пособий. Павлова Любовь Ивановна, старший методист издательства «Мозаичный парк», аспирант БелГУ, автор пособий.
Направление 1: Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания.
Актуальность. Не умоляя возросших информационных возможностей для родительского роста, как и во все времена, человек более всего готов отзываться на живое и искреннее общение. Не является исключением и взаимодействие педагогов ДОО с семьями, в том числе, по вопросам сохранения и трансляции культурных традиций семейного воспитания.
В лице специалистов дошкольного образования поколение молодых родителей обретает важную опору для обогащения своих традиций воспитания детей, поскольку семейные традиции – важный ресурс для становления компетентного родительства, и, как следствие этого, для становления личности ребёнка.
Проблемное поле. Сегодня учёные и педагогическая общественность обеспокоены трансформациями родительства, проявляющимися в дефиците родительской солидарности; ситуативности родительской любви; «учительском сознании» матерей и отцов, выражающемся в оценочном отношении к возможностям и достижениям ребёнка, особенно, перед поступлением в школу. Наблюдаются серьезные дефициты родительской компетентности в вопросах гендерного воспитания детей, а также использования в семейном воспитании средств народной педагогики (устное народное творчество, материнский и детский фольклор, народная песенная культура, народные игры, предметы искусства, ремесла и пр.). Недавние социологические опросы молодых родителей показали, что только 15% из них смогли дать более-менее развёрнутые ответы на вопрос о том, знакомят ли они ребенка в семье с народной культурой и творчеством.
Цель: Обеспечить междисциплинарную интеграцию специалистов образовательных организаций в решении вопросов сохранения и трансляции культурных традиций семейного воспитания.
Задачи:
- Совершенствовать психолого-педагогическую поддержку семей в обогащении традиций воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
- Способствовать популяризации базисных семейных ценностей (супружества, родительства, родства), семейно-бытовой культуры в межпредметной деятельности специалистов ДОО.
Ожидаемые результаты.
- Социологический опрос семей воспитанников по изучению социокультурных традиций и обычаев, материалы обобщения его результатов.
- Практические материалы участия в семинарах, круглых столах; проведения мастер-классов по обмену опытом и обсуждению хода и результатов реализации направления инновационной площадки.
- Сценарии детско-родительских досугов по пропаганде семейных традиций в воспитании детей.
- Образовательно-игровые циклы занятий по теме площадки для разных категорий родителей: по демографическим типам семей (малодетные, многодетные, трёхпоколенные и пр.), национально-культурным и иным особенностям и условиям жизни семей. Например, по темам: «Традиции формирования у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Старшее поколение как трансляторы семейных традиций», «Изучаем традиции чествования именинников в прошлом и настоящем», «Обогащаем родственные и соседские связи», «Изучаем родовые корни своей семьи» и мн. др.
- Рекомендации по использованию интернет-сайтов и проведению интернет-форумов для родителей по популяризации традиций в воспитании детей в семье.
- Информационные буклеты и флаеры о традициях семейного воспитания.
Направление 2: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Актуальность. В нашем динамичном и информационно перегруженном мире непросто воспитать гармоничную личность с богатым духовно-нравственным потенциалом. Для этого важно с дошкольного возраста кропотливо, осторожно и искренне наполнять детскую душу любовью к родной культуре, в том числе, к отечественной и мировой художественной литературе. На каких литературных примерах родители рассказывают детям о добре и зле, подлости и благородстве, храбрости и предательстве, любви и ненависти с позиции мудрости, накопленной нашим народом на протяжении веков? Владеют ли такой информацией педагоги и другие специалисты, организующие детское чтение? Ответы на эти и аналогичные вопросы определяют актуальность данной проблемы.
Проблемное поле. Следует отметить, что традиция семейного чтения в нашей стране имеет богатую историю, уходящую в далекое прошлое. Чтение в кругу семьи было одним из популярных видов досуга. Оно сближало разные поколения, формируя единое культурное поле через знакомые сюжеты, героев, язык, являлось способом общения и доброжелательного воспитания, способствовало формированию книжной культуры всех членов семьи. Увы, читательское поле современной семьи, питающее душу ребенка разнообразными впечатлениями и создающее основу для последующей творческой активности, нуждается в комплексной поддержке со стороны специалистов.
Современные исследования показывают, что сегодня в семьях зачастую досуг с ребенком проходит перед телевизором, семейное чтение вытесняется интернет-сетями. В таких обстоятельствах у детей вряд ли возникнет любовь к чтению, т.к. она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают взрослые детям. И если в дошкольном возрасте не привить ребенку любовь к художественной литературе, то в школьные годы сделать это будет гораздо сложнее. Вот почему важно вовлечь поколение молодых родителей в проблемное дискуссионное поле о семейном чтении как популярном, престижном, доступном и интересном досуговом занятии с ребенком, эффективно помогающем детям овладеть культурными средствами деятельности и коммуникации. Важно на практике поддержать родителей в глубоком осознании того, что именно книга способна открыть ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений, развить его мышление и воображение, получить прекрасные образцы русского литературного языка.
Цель: Объединить возможности ДОО и ближайшей социокультурной среды (библиотеки, различные общественные объединения, досуговые детские центры, парки и пр.) в вопросах духовно-нравственного воспитания детей на основе семейного чтения.
Задачи:
- Апробировать и внедрить различные читательские практики воспитания юного читателя.
- Обобщить сетевой инновационный опыт деятельности детских садов по поддержке ценностного отношения к домашнему чтению как фактору культурного потенциала семей.
- Способствовать обогащению досуга семьи чтением художественной литературы и фольклора.
Ожидаемые результаты.
- Социологический опрос родителей о роли книги в семейном воспитании ребенка и практике семейного чтения, обобщение результатов опроса.
- Описание методов интерактивного, эмоционально насыщенного, взаимодействия с родителями по обогащению практики домашнего чтения.
- Описание инновационного опыта работы по приобщению семей к чтению: участие во флешмобах; партнерское сотрудничество с библиотеками и широкое использование социокультурной среды в пропаганде традиций семейного чтения; встречи с детскими поэтами и писателями в «семейной гостиной»; презентации новых книг самими детьми, прочитанных с родителями дома и многое др.),
- Сценарии познавательно-игровых викторин, квестов для детей и родителей с целью пропаганды традиций семейного чтения.
Направление 3: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования.
Актуальность. Если раньше мир детства был миром «почемучек», анализирующих и ищущих причину, то для детей информационной эпохи более значим вопрос – «Зачем?» Это означает, что они хотят знать цель и что, как следствие, будет в будущем. Поиску ответа на эти вопросы во многом способствует проектно-исследовательская и творческая деятельность с участием семей воспитанников.
Проект – это «маленькая жизнь» одной какой-то важной идеи, воплощаемой в реальность. Проекты помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке внутри дома и за его пределами, что является интеллектуальным стимулом для развития личности ребёнка. Проектная деятельность позволяет интегрировать в себе содержание различных практик (игровых, коммуникативных, информационно-познавательных и др.) и даёт ребёнку ответ на интересующий вопрос: «Зачем это надо?», в частности, зачем надо знать и изучать российские традиции воспитания и образования. И взрослым надо быть готовыми доходчиво и убедительно объяснить детям в процессе творческих проектов, например: «Зачем нужно чтить память героев страны и уважать героев труда», «Зачем встречать гостя хлебом да солью и что это значит?» «Зачем на Руси говорили: счастливого пути и скатертью дорога», «Зачем изучать свой семейных род» и т.п. Проектная деятельность – это общий семейный труд, а по завершению – большой праздник, т.к. в конце детей всегда ожидает сюрприз. Какой и зачем – смогут ответить педагоги-участники проекта.
Проблемное поле. В педагогической практике работы с детьми и семьями воспитанников активно используются разные виды проектной деятельности (исследовательские, познавательные, творческие и др.). Семье свойственно откликаться на сотрудничество в логике своих потребностей, когда уважается их система ценностей и взглядов, есть изначальное доверие неограниченному потенциалу семьи в развитии и самореализации всех ее членов и искренняя включенность в их реальный жизненный опыт. В таком, весьма деликатном общении, можно не заметить, подчас, то назидательного тона, то нарушения границ партнера. Обращаясь к семейному опыту, педагогам важно заботиться об этике общения, чтобы не травмировать ни детскую психику, ни эмоции родителей.
Вызывает обоснованную тревогу факт обесцененности народной педагогики среди традиций современной семьи. Дело в том, что уже которое поколение родителей воспитано и воспитывает своих детей на общемировых ценностях в пространстве мультикультурной интеграции. Работа инновационной площадки по данному направлению сосредоточена на собирании по крупицам российских традиций воспитания и образования, в том числе, семейного. И в их числе могут быть событийные моменты или семейные даты, наполненные значимыми для конкретной семьи символами (день первого шага, крещение, окончание д/сада и школы, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание и иные даты). Все это представляет важные инициации детей и взрослых, способствующие обретению зрелости, освоению науки жить. В прежние времена «навыки взросления» были заложены во все: в традиции народных праздников, обычаи по организации семейного быта и труда, ведение домашнего хозяйства, обустройство жилья. Даже в песенное мастерство исполнения лирических, плясовых, хороводных, трудовых, обрядовых традиций было заложено видение законов, по которым устроен наш мир. Люди дорожили народной культурой и передавали ее из поколения в поколение. Дать возможность нынешним отцам и матерям «примерить» ее к своей жизни, прочувствовать и осознать ее педагогическую ценность, научиться на нее опираться – один из важных смыслов погружения семьи в палитру разных проектов, чтобы рассмотреть изучаемый вопрос с различных ракурсов и сторон.
Цель. Сосредоточить междисциплинарную интеграцию специалистов образовательных организаций на комплексном решении вопросов изучения и распространения российских традиций воспитания и образования через организацию проектно-исследовательской и творческой деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- Вовлекать родителей в проектную деятельность по приобщению к российским традициям семейного воспитания и образования, в том числе, памятным датам России.
- Стимулировать детскую инициативу и любознательность в совместных детско-родительских творческих проектах.
- Способствовать повышению интереса детей и их родителей к истории российских традиций духовно-нравственного воспитания и образования.
Ожидаемые результаты.
- Социологический опрос семей воспитанников по изучению социокультурных традиций и обычаев, материалы обобщения его результатов.
- Сбор и обработка практических материалов и инновационного опыта разнообразной практики коллективных творческих проектов.
- Описание детско-родительских проектов в рамках региональных дат семейного календаря, рекомендованных Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
- Обобщение родительских практик по приобщению детей к традициям духовно-нравственного воспитания.
- Представление индивидуальных и межсемейных проектов в разных форматах: описательного рассказа, видеоэкскурсий, семейного макета из поделок, сувениров, фотоколлажей, презентаций и пр.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
сетевой инновационной площадки
«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»
(все этапы дорожной карты являются примерными и прописываются с учётом условий конкретной дошкольной образовательной организации)
Срок действия площадки 3 года: октябрь 2023 г. – август 2026 г.
Задачи этапа | Мероприятия | Исполнители |
Начальный этап – первый год апробации _02 октября 2023_(год) | ||
- предметно-пространственной среды, - социокультурной среды; - уровня компетентности педагогических кадров, характера профессиональных затруднений; - форм и методов взаимодействия с родителями и ближайшим социумом; - состояния практики семейного воспитания с учётом направления площадки.
|
|
|
Основной этап – второй год апробации _02 октября 2024_(год) | ||
|
|
|
Заключительный этап – третий год апробации _02 октября 2025_(год) | ||
|
|
|
Уважаемые, педагоги МБДОУ детского сада № 23. Просим Вас пройти Социологический опрос педагогов дошкольного образования.
Социологический опрос педагогов дошкольного образования
Уважаемые, родители (законные представители) детей МБДОУ детского сада № 23. Просим Вас пройти Социологический опрос родителей дошкольников.